Сложность понимания и выбора гештальт-терапии как метода в радикальности ее философии и теории. Как не странно, - психоаналитическая парадигма в ее раннем прочтении намного более приемлема и совпадает с обыденной точкой зрения на психику (несмотря на обилие и сложность терминологии). Посмотрите. Перлз пишет - "Мы говорим о том, что организм контактирует с окружающей средой, но самой простой и первой реальностью является именно контакт. Вы очень быстро почувствуете это, если, вместо того чтобы просто смотреть на объекты перед собой, осознаете, что эти объекты находятся в поле вашего зрения. А если вы почувствуете, как это поле, так сказать, совпадает с вашими глазами, тогда вы поймете, что в действительности видите свои глаза". Если я правильно понимаю, то Перлз предлагает нам сложнейший и радикальный опыт - осозновать, что то, что мы видим (слышим, осязаем, обоняем и т.п.) это "свои глаза". И соответственно все суждения, абстракции и интерпретации, которые у нас есть - все это полученно нами от "своих глаз". Это настолько противоречит нашему обыденному способу думать о своем познании, что с трудом может быть усвоено и принято как непосредственное руководство к действию. Идём далее. Перлз пишет - "Следовательно, наше определение будет таким: психология - это наука о творческом приспособ- лении. Предмет психологии - это постоянный пе- реход от новизны к обыденности, происходящий в результате ассимиляции и роста. Соответственно, патологическая психология - это наука, изучающая прерывания, сдерживания и другие нарушения процесса творческого приспособления..." Обратите внимание, - предметом психологии предлагается считать - "переход". Не состояние, не психику, а "переход". То есть предлагается сосредоточить внимание не структуре и ее свойствах, а на процессе. Это непросто и непривычно. Также выбрана необычная дихотомия. Не "норма-патология", а "новизна-обыденность". Идём далее. "В то же время фигура - это специфически психологическое явление: она обладает особыми качествами яркости, ясности, целостности, грации, живости, свободы, очарования и так далее; какие именно качества мы воспринимаем в первую очередь, зависит от того, какой контекст (фон) мы считаем первичным - перцептивный, чувственный или двигательный. Тот факт, что гештальт обладает специфическими психологическими качествами, очень важен для психотерапии, поскольку он обеспечивает нас автономным критерием глубины и реальности переживания. Теории о «нормальном поведении» или «приспособлении к реальности» можно использовать только в исследовательских целях. Когда фигура смутная, расплывчатая, когда она лишена грации и ей не хватает энергии («слабый гештальт»), мы можем с уверенностью сказать, что контакт неполный, что-то в окружающей среде воспринимается лишь в общих чертах, не выражена какая-то жизненно важная органическая потребность; человек не «полностью здесь», то есть его поле не может передать свою энергию и ресурсы для завершения фигуры". Здесь происходит нечто невообразимое с точки зрения привычного взгляда на психологическое. Нам предлагают ориентироваться на критерии "яркости, ясности, целостности, грации, живости, свободы, очарования". Что это если не вызов? #неприкрытый_гештальт